Замалярия

Про художников аэрографии и цены

2023-10-06 18:16 Дневник автомаляра

Про художников аэрографии и цены

По большому счёту я имею право говорить только про себя, так как я не работала бок о бок с другими художниками. Общалась — да. Видела в живую чужие работы — да. Наблюдала в интернетах — тоже да.

Но совместно рисовала только граффити, а не аэрографии.

И у меня нет цели хаять некачественную работу других людей. Потому что качество понятие относительное к опыту мастера, затраченному времени, запрошенных денег, сложности условий выполнения работы. И вообще, по моим оценкам, нас аэрографистов — очень мало. При чём всех направлений. Рисуют на одежде и кожаных изделиях, на тортах в кондитерке, расписывают миниатюрные модельки, красят огромные скульптуры и даже делают градиенты на ногтях. Но как не сложно понять — во всех перечисленных сферах деятельности, аэрография это дополнительная приставка к совершенно другой профессии. Трудно себе представить штатного «аэрографиста» приставленного к мастеру маникюра. Также трудно представить аэрографиста по тортам, который не умеет готовить и в сфере кондитерского искусства умеет только есть. Ну точнее можно, с натяжкой, на большом производстве с разделением труда, где зарплата распределяется из общей прибыли фирмы с продаж конечного продукта. Где в таком случае, аэрография на пироженках и тортах, и наличие штатного аэрографиста — для фирмы станет конкурентным преимуществом перед другими фирмами. То есть аэрография в данном случае является частью добавленной стоимости. И скорее всего труд такого сотрудника оплачивается не из разницы между ценой тортика С аэрографией и ценой тортика БЕЗ аэрографии (цена вообще может не коррелироваться в бОльшую сторону), а за счёт выгоды фирмы, которая переманила тысячи покупателей у конкурента.

Если на пироженках пример понятный, то почему такая путаница в сфере автомобилей и мотоциклов?
Есть три искажённых восприятия: у аэрографистов, у держателей СТО и у потенциальных клиентов.

Искажённое восприятие
у аэрографистов,
особенно у начинающих

Что совершенно не обязательно владеть навыками автомаляра. Что можно договориться с каким-нибудь маляром (даже не с директором автосервиса, мол маляр сам договорится со своим начальником, а директор будет только рад притоку заказов), привозить деталь (облегчим пример и скажем, что под деталью подразумевается шлем) на подготовку, затем забрать шлем, разрисовать его, затем снова отвезти маляру для лакирования, затем снова приехать и забрать шлем. Во первых тут чудовищный и необоснованный расход (минимум 4 поездки в один конец, то есть 8) на услуги курьера, которые лягут тяжёлым грузом в конечную стоимость этой затеи. Во вторых, достаточно ли вы хорошо понимаете на чём зарабатывает этот некий директор автосервиса, имеющий малярную камеру и штатного маляра? Может быть отвлечение маляра на ваши шлемы и занятость камеры, рассчитанной под покраску машины целиком, на ваш один шлем — угрохает этот самый бизнес. Вы знаете, что горючее, которым заправляется камера выжирается примерно на 1'200 рублей за час работы камеры (а именно на такой минимум камеру можно запустить) и что это не считая электричества? Если вы пользуетесь стиральной машинкой и за вас это не делает мама/жена — когда вы в последний раз запускали среднюю стиральную машинку на 6 кг, скажем ради одного носового платка или одной пары носков? То есть здесь вы рационально подходите к вопросу, а когда вас отфутболивают с запросом лачить ваш шлем — вы или не готовы ждать месяц (чтобы шлем залачили заодно с другими деталями) или удивляетесь выставленному ценнику? Или поражаетесь грубости менеджера или директора автосервиса, не желающего оправдываться и объяснять, А — невыгодности сделки (а это именно она, а не вы клиент, а он сервис) и Б — как у него устроен бизнес и на чём он зарабатывает.

Это всё не считая того, что профессия автомаляра сложная сама в себе. Моржа от сотрудничества с вами не покроет вложенное время и деньги на овладение мастерством. На сегодняшний день эта профессия труднодоступная. Советский союз распался и у нас отсутствуют пту, где можно бы было за два года выучиться. А периферическая капиталистическая система с оф дилерами выращивает «обрезанных» не универсальных специалистов. Отдельно полировщик, отдельно «подготовщик» (это который шпатлюет и вышкуривает деталь), отдельно автомаляр, отдельно технолог, отдельно «детейлинг» (это который знает какой химией и как очистить деталь, и я не смеюсь, полировщик не всегда в курсе какой глиной убрать битум и обезжирить перед полировкой), отдельно колорист. Это не полный перечень того, что должен знать автомаляр, чтобы он, работая в помещении один, взял ваш шлем, кстати до этого любезно разобранный арматурщиком, и как говориться ПРОСТО, мать его, ПОКРАСИЛ. Тернистый путь автомаляра-универсала лежит через голодные и холодные годы работы в гаражах. Через ушедшую жену к соседу, потому что ты не можешь заработать даже на портфель и его содержимое ребёнку к 1 сентября. Через неверие в то, что у тебя всё получится со стороны всех твоих друзей и близких, потому что они не могут проводить с тобой время, как раньше, на рыбалке и в баре. У тебя нет времени, ты работаешь без выходных и отпусков. И денег тоже нет, потому что клиенты в гаражи приезжают за бросовой ценой, а иногда и возможностью вообще не заплатить. Окружающие не воспринимают этот путь автомаляра, как профессиональный рост, при чём сразу в нескольких профессиях, включая маркетинг и менеджера по общению с клиентами. Люди такого маляра считают неудачником. Так вот наконец-то такой гаражный мастер, работающий несколько лет в гаражах и в итоге сработавшийся с маленьким, в сравнении с дилер центром, цехом с малярной камерой, который умеет всё, что у дилера умеют 12 человек по отдельности — сидит в этом цеху и гордо заявляет, что он автомаляр. И тут к нему приходите вы, брезгливо оглядывая его с головы до ног, его в грязной и рваной старой робе, его не улыбающемуся вам белозубым ртом, и … торгуетесь с ним, утверждаете, что ПРОСТО залачить, просто загрунтовать — это просто и следовательно дёшево. Что вы бы и сами загрунтовали, сами бы залачили. Вам просто НЕГДЕ это сделать, НЕЧЕМ, ещё вы просто не хотите вдыхать нитраты и мыть краскопульт по локоть в растворителе. А ещё вы просто не умеете это всё делать. Как чудненько, что наш товарищ автомаляр всё это умеет и у него всё есть. Правда же?

Искажённое восприятие держателей СТО

Теперь про заблуждения директора маленького автосервиса с малярной камерой или с предназначенным помещением для покраски. Трудность найти маляра-универсала мы уже разобрали. Предположим, что наш директор нашёл такого автомаляра, смог закрыть его потребности. Которые выражаются в трёх вещах.
  • В достойной зарплате (не гипотетической),
  • В комфортных условиях (1 — тепло, 2 — есть туалет, а не в соседнем здании общественная дырка в полу, 3 — есть рукомойник и так-то по хорошему, по человеческому госту — душ тоже должен быть, 4 — все инструменты и оборудование).
  • И третья потребность автомаляра, которую обязан закрыть директор автосервиса — насыпать уважения и признания столько, сколько данный маляр унесёт за все предыдущие годы лишений.
Как вам это сделать? Наступить на горло своему ЭГО и хвалить. Если вы, директор, будете просто говорить комплименты профессионализму мастера, подчёркивать при клиенте какой бриллиант вам достался, уважительно разговаривать со своим сотрудником, и кстати вообще разговаривать с ним, как с другом, советоваться как с равным в сфере его компетенций («как» — потому что у него БОЛЬШЕ знаний, чем у вас). То если вы будете делать только это, не имея нормальных условий и не имея возможности достойно оплачивать в полной мере, выполненный объём работ — на одном проявленном уважении можно удержать крутейшего мастера. Кстати клиенты тоже будут чувствовать это отношение и выше ценить конечный продукт оказываемой услуги, а значит больше платить. Вам же ЭТО нужно, если вы бизнесмен, а не самоутверждаться за счёт унижения высокопрофессионального сотрудника, оказавшегося в вашем подчинении и зависимом положении, поверившего в вас, как в состоятельного бизнесмена и хорошего руководителя.

Теперь почему же аэрография такой редкий зверь. Так ли прям отсутствие спроса виновато, вместе с прошедшей модой? Или может дороговизна из-за дефицита точек, где можно сделать аэрографию под ключ?

Допустим наш воображаемый директор — умничка, с чуйкой, предпринимательской жилкой и всё у него с маляром получилось, он не находится на грани банкротства, есть финансовая подушка, неуёмное желание создавать красивые, уникальные и индивидуальные проекты, а не только ремонтировать под сток, завязанные в узел тачки. А вот допустим душа просит реализоваться в чём-то «крутом». Может быть даже поучаствовать в какой-нибудь выставке, чтобы все так восхищённо цокали языком и спрашивали:
— Сикоко сикоко стОит? Ууу круто конечно, но лишних почек у меня нет!,
но при этом мальчишки пищали от восторга и просили разрешения сфотографироваться, а модели, расписанные бодиартом, раздавали листовки, крутясь поближе к вашему стенду, потому что именно около вашего детища собирается толпа, хотящих поглазеть, пощупать, прикоснуться к шедевру. Что нужно, чтобы эта картинка стала реальностью? Праааальна, кожники и пошивочный цех и аэрографист. Я достаточно подробно расписала про приблизительный путь автомаляра, но аэрографист не ноготочков, а аэрографист авто и мото — это ещё и художник. То есть это в базе своей художник, который освоил аэрографию. То есть, если я правильно понимаю львиную долю таких директоров, то они хотят найти автомаляра-универсала-художника-аэрографиста? И платить ему меньше, чем работнику фастфуда? Знала я одно предприятие… да кого я обманываю — с десяток компаний-аферистов могу назвать, но не буду, потому что у меня обмусоливание негативного опыта только растрачивает мои силы, и потому что жизнь сама кого надо накажет, кого надо научит, кого надо наградит. Так вот знавала я одно предприятие, которое успешно процветало в другом городе и они решили переехать в Москву. С собой они не взяли аэрорафистов и маляров, на которых держался бизнес в городе N, а взяли равных себе бизнесменов/партнёров. В Москве они развернули кастинг аэрографистов. Всех кинули через плечо. То есть каждый художник, пришедший к ним делал по одной работе, за которую в конце или вообще не платили или предлагали столько, что не окупало проезд и обеды. Примерно через 7 месяцев они перебрали всех. А думали, что Москва большая.

А, и ещё один «выход». Послушаешь каждого второго бизнесмена, просто ужас какой-то, почти все автомаляры, арматурщики и жестянщики — страшно запойные алкоголики. Прям вот все! Если не алкоголик, то наркоман, если не наркоман, то вор, если вдруг и не вор, то ничего не умеющий бездарь. Ну потому что был бы не бездарь, то работал бы у дилера на огромной зарплате. Это умозаключение кстати для меня самое удивительное. Потому что вот он, бизнесмен, корячится чего-то, платит несусветную аренду, едва сводит концы с концами, поди иногда может опереться на плечо тестя, бездарем себя не считает, а работать у того же дилера начальником какого-то особо важного направления не спешит, не хочет. А там умные управленцы ой как нужны. И платят хорошо. Не берут такого бездаря как ты или ты всё-таки не хочешь? А чего так?

Отвлеклась, извиняюсь =)

Так вот выход же есть! Если все классные спецы замужем у дилеров сидят и переманить их не получается, потому что твоего имиджа не достаточно (да? в этом дело, а не в том, что оплачивать им соизмеримую зп ты не собираешься?). Если старых опытных алкоголиков отмыть не получается, то надо новых мастеров народить! И тут мы открываем курсы, будем с нуля учить, под себя выращивать, будут они у нас стипендию получать, а как наберутся опыта — будем им платить офигенно. Аплодирую стоя!

В общем думаю понятно почему выживших, сбалансированных по цене/качеству тюнинг-ателье остаётся с горлышко бутылки при относительно огромном спросе.

И так третье заблуждение.
У потенциальных покупателей.

Самое удивительное, что заблуждения заказчиков самые минимальные. Во-первых, потому что они тратят гору времени на поиски и изучение мат.части. Так как никто, кроме них, настолько не заинтересован в результате, то именно они, обыватели, вникают и понимают все процессы. Это они, обыватели, ходят по выставкам и знакомы со всеми последними тенденциями. Это они, общаются с десятками представителей индустрии. Это они проходят весь путь трэша, от дтп до получения выплат со страховой и результатом ремонта. Это они изучают и анализируют рынок, днями и месяцами залипая в форумах и пабликах, посвящённых тюнингу, это они годами ведут блоги в драйв2, это они пылесосят всю печатную продукцию журналов о автомобилях, это они могут без гугла выдать какой движок стоял на лимитированной серии какого-то бренда. Это они, любители, до уровня которых профессионалам ехать и ехать. Но заблуждения всё-таки есть. И касается это маркетинга. Обыкновенного, который пронизывает всю нашу жизнь. Ну то есть незнания вот всего вышеописанного. Незнание, что в гараже вам сделают качественней и дешевле. Облизывать не будут, кофе не предложат, комнаты ожидания с телеком, на котором идёт реклама тоже не предусмотрено. Даже в туалет вас максимум сопроводят в «кустики» или подскажут лайфхак до ближайшей заправки. И сайта клёвого как правило нет. И соц. сетей с поллямов подписчиков тоже. Но мастеров с большой буквы надо искать именно там, в гаражах, где с вашей техникой сотворят чудо. А не в крутых центрах, где вам предложат натянуть виниловую нано-плёнку. А так-то выбор за вами. В конце концов кто я такая, чтобы вам советовать ;-)